Домой Воздух Дельтапланеризм

Дельтапланеризм

1434
ПОДЕЛИТЬСЯ

Дельтапланеризм представляет собой тип технического спорта с применением дельтапланов (легких планеров), где взлет и посадка производится за счет силы ног пилота. Свое название дельтапланы получили от буквы греческого алфавита «дельта», на которую были похожи первые модели дельтапланов.

Современные дельтапланы способны развивать скорость более 100 километров в час, поднимаясь при этом до 6-9 километров вверх. По типу управления все модели дельтапланов подразделяются на 2 вида:

• сбалансированные модели, где спортсмен полностью сам управляет дельтапланом посредством изменения баланса тела,
• аэродинамические (или комбинированные) модели с прикрепленным мотором, где спортсмен посредством тела только определяет направление полета.

По своему внешнему виду дельтаплан представляет собой сочетание следующих технических элементов:

• четыре тонких трубы, образующие треугольник,
• мачта, проходящая через центр треугольника из труб,
• тросовые растяжки, прикрепленные к треугольнику,
• парус из легкой и прочной ткани,
• трапеция, прикрепленная в нижней части треугольника из труб.

После разбега спортсмена с высокого участка, дельтаплан начинает «скользить» по воздуху. Такой эффект получается за счет того, что на крыло оказывает воздействие различные потоки набегающего воздуха. Наилучший способ преодолеть их — это конусообразное крыло, которое позволяет лавировать между различными атмосферными потоками.

Наибольшую опасность во время полета представляет флаттерное пикирование (флаттер). Флаттер случается в том момент, когда угол атаки крыла приближается к нулю. В это время обшивка дельтаплана начинает делать волнообразные движения. Эти движения напоминают движение флага на ветру. В результате этого, дельтаплан становится практически неуправляемым и падает.

На соревнованиях по дельтапланерному спорту разыгрываются следующие дисциплины:

• полет на открытую дальность по прямой или через зачетные промежуточные пункты,
• полет на дальность до цели,
• полет на дальность до цели с возвращением обратно,
• полет на дальность и скорость по треугольному маршруту,
• полет на дальность и скорость по заданному маршруту,
• полет на скорость до цели с возвращением обратно,
• полет до цели через зачетные пункты,
• гонка до цели через зачетные пункты,
• гонка,
• «кошачья колыбель» (полет на дальность через назначенные зачетные пункты по маршруту, выбранному самим участником).

В ходе соревнования судьи обычно фиксируют количество зачетных пунктов, пройденных в 1 полете по маршруту за 100 минут. Показатели времени являются основными и при определении победителя. Спортсмен, затративший наименьшее количество времени, признается победителем.

Дельтапланы как средство передвижения по воздуху впервые зародились в конце 1950-х годов в СССР и Германии. В 1951 году они появились и в США. Дельтапланеризм довольно быстро обрел всемирную популярность. В 1976 году была организована Международная комиссия по дельтапланеризму (СИВЛ). Спустя год, в 1977, был проведен первый международный чемпионат по дельтапланерному спорту. Честь принять его у себя в нелегкой борьбе отстоял небольшой городок Кессен в Австрии.

В 1981 году состоялся и первый всесоюзный чемпионат СССР по дельтапланерному спорту. Победу на нем одержала Сборная РСФСР (в общем зачете) и москвич А. Кареткин (в личном зачете). На этих соревнованиях впервые заявили о себе такие известные отечественные дельтапланеристы как А. Сутягин (Томск) и И. Соболев (Самара).

Через пять лет, в 1986 году, Сборная СССР стала выступать и в чемпионатах мира и Европы. Первую бронзовую медаль в копилку национальной сборной принесла спортсменка из Волгограда Н. Хамлова. Это произошло на международном чемпионате по дельтапланерному спорту в Турции, в городе Хоназ-Денз. В настоящее время российская сборная по дельтапланерному спорту входит в состав десяти лучших команд мира.